Женщина за рулем, или Каждому свое

0

«Зло за рулем», «потенциальный убийца», «обезьяна с гранатой», «корова на льду»… — о ком все эти нелицеприятные высказывания? Ну конечно же о женщине-водителе! Несмотря на результаты многочисленных исследований, показывающих, что женщины за рулем более осторожны, ответственны и внимательны, чем мужчины, шовинистические мифы продолжают жить. Кстати, согласно общеевропейской статистике, 70% ДТП происходят по вине мужчин – с фактами не поспоришь. Почему это именно так? Попробуем разобраться.

Из каменного века – в сегодняшний день

Человеческая психика формировалась тысячелетиями – поэтому начнем с истоков.

Каменный век, люди живут в пещерах, растят детей, добывают пищу охотой и собиранием съедобных растений. Задача мужчины – добыть «мамонта»: выследить, напасть, победить. Для этого нужны сила, агрессивность, стремление к лидерству. Задача женщины – следить за малышами и оберегать их, готовить еду, поддерживать огонь в жилище. А значит, надо быть все время начеку, уметь отличить съедобное от несъедобного, а также налаживать отношения с себе подобными. Соответственно, у женщины формируются такие качества, как интуиция, наблюдательность, осторожность, психологическая гибкость.

Глобально роль мужчины – воин, боец; роль женщины – мать, хранительница. А посему и физиология, и психика полов развивалась по схожим, конечно, но во многом различающимся сценариям. В целом психологический приоритет мужчины – лидерство, женщины же – гармония. Война и мир, инь и ян…

Таким образом, применительно к изучаемой нами проблеме поведение мужчин и женщин за рулем также будет различно. Желание быть первым, природная агрессивность (нередко умноженная непростой дорожной ситуацией) сподвигают мужчину обгонять, «подрезать», «лихачить», идти на неоправданный риск и даже вступать в «соревнования» на дороге. Чего женщина с ее осторожностью, ответственностью и стремлением к гармонии никогда себе не позволит. Оговоримся, что речь здесь идет об общей тенденции.

Естественно, в каждом человеке присутствуют мужские и женские черты характера – вопрос лишь в процентном соотношении последних. Встречаются как «женственные» мужчины, так и «мужеподобные» женщины, однако это все же крайности.

Ориентация в пространстве

Объективности ради надо отметить, что безопасность женщин за рулем в большей степени касается езды по трассе. Тогда как, скажем, парковка и разного рода фигурное маневрирование для нашей сестры дело более сложное. Это обусловлено физиологическими особенностями мозга. Действительно, ориентация в пространстве – талант скорее мужской. Разобраться в карте местности, после чего по памяти осуществлять путь, задним ходом точно попасть между двух машин на площадке перед супермаркетом лучше получится у мужчины-водителя, нежели у женщины.

Преодоление – лучшее учение

Учитывая шовинистические предубеждения против женщин за рулем, по-прежнему бытующие в нашем современном обществе, можно утверждать, что получить водительское удостоверение женщине гораздо сложнее, чем мужчине. Ведь если среди преподавателей автошкол женщины редко, но встречаются, то среди инструкторов по вождению — их единицы, а уж об инспекторах ГАИ прекрасного пола, принимающих экзамены, даже и не слышала.

Соответственно, проходя эти этапы – теоретическое и практическое обучение и экзамены в ГАИ, женщине приходится решать двойную задачу. Во-первых, собственно учеба и итоговое тестирование. Во-вторых, преодоление серьезного сопротивления, исходящего от большинства преподавателей-, инструкторов-, экзаменаторов- и даже от соучеников-мужчин. Так что, если наша героиня успешно проходит все испытания, она автоматически становится в два раза более опытной и стойкой, чем ее коллеги мужского пола.

Субъективные наблюдения

Воспитанная на образцах мастерского вождения (в семье автомобилиста и экс-раллиста), имея 20-летний водительский стаж и первое высшее автомобильное образование, позволю себе рассказать о собственном опыте вождения, а также поездок с водителями обоих полов.

В целом, женщины, как правило, менее самоуверенны, садясь за руль автомобиля. Прежде чем выехать на трассу, они тысячу раз все взвесят, посоветуются с более опытными товарищами, лишний раз пройдут курс обучения вождению и т.п. Большинство же мужчин считает, что годны к управлению автомобилем по определению – иными словами, только по принадлежности к сильному полу. Очень многие совершенно не заботятся ни о стиле вождения вообще, ни о его совершенствовании в частности. А зря!

Возможно, мне просто повезло (или, наоборот, не повезло), но среди мужчин-водителей я встречала как виртуозов и мастеров своего дела, умеющих красиво выйти из любой дорожной передряги, так и весьма посредственных и совершенно бездарных исполнителей, которых и близко нельзя было бы подпускать к управлению автомобилем. При этом женщины (их было меньше, надо признать), с которыми мне приходилось ездить, были очень хороши за рулем. Таков мой личный опыт.

Вообще же достойны уважения люди, умеющие отказаться от чего-либо, честно сказав, мол, это не мое, не мучая ни себя, ни других. По-моему, каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается — вне зависимости от пола, возраста и других различий.

Источник

Комментарии закрыты