Что вы не знали о фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

0


Фото: https://muzhyazheny.ru/

Впервые один из самых известных фильмов Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» показали в январе 1976 года. Просмотр этой картины в новогодние праздники стал уже традицией. Мы помним всех персонажей, выучили реплики из фильма, готовы пересматривать его десятки раз. Но наверняка есть факты, связанные с этим фильмом, о которых вы никогда не слышали. Посмотрим, получится ли вас удивить.

Основа — пьеса

В основу фильма легла пьеса, написанная Эмилем Брагинским, как он признавался позже, с единственной целью — заработать. Она была хороша тем, что в ней был минимальный набор персонажей, простенькие декорации, т.е. ее можно было поставить практически в любом театре.

Вот что об этом рассказывал Рязанов:
«Началось с того, что мы со сценаристом Эмилем Брагинским решили банально заработать денег и написать комедию с минимальным количеством персонажей, действие которой происходило бы на одной декорации. Вспомнили историю, как один человек 31 декабря пошел в баню, потом попал к друзьям и уехал в другой город… Как дальше сложилась судьба этого человека, мы не имели понятия. Стали сочинять…»

В 1960-х годах, в Москве, случилась забавная история. Несколько друзей решили сходить в баню перед Новым годом, где и отметили праздники. Все закончилось шуткой: одного их приятелей привезли на Киевский вокзал, и, договорившись с проводницей, посадили в поезд, идущий на Украину. 1 января он очнулся в Киеве, при себе у него были лишь сумка, в которой лежали веник т белье, и 15 копеек. Эту историю композитор Никита Богословский рассказал Эмилю Брагинскому, который в 1968 году, буквально за 2 недели написал пьесу, она называлась немного по-другому: «С лёгким паром, или Однажды в новогоднюю ночь…»

Интересные детали

Когда Эльдар Рязанов надумал снять свой очередной фильм по популярной пьесе, он, несмотря на то, что был довольно известен, как режиссер, не смог убедить советские киностудии взять его в работу. Отказали и в Комитете СССР по кинематографии, снимать для проката он не мог, однако председатель Комитета по радио и телевещанию Сергей Лапин дал свое согласие сделать фильм для телевидения.

В картине упоминается конкретный адрес – «3-я улица Строителей», но съемки велись на проспекте Вернадского. Создатели картины подчеркивают, что главные герои жили в квартирах, созданных по типовому проекту. На самом деле, ее снимали в 125 и 130 домах, и подобных строений было всего 3.

По сюжету герои парятся в бане, но съемки велись в холодных павильонах. Актеры, чтобы согреться, принесли с собой водку. Унюхав запах спиртного, режиссер остановил съемки, а на другой день всех участников сцены обыскали, чтобы не повторилось вчерашнее безобразие. Снова снимали сцены в бане, однако в фильм попали не дубли, а те кадры, где актеры веселятся по-настоящему.

Главные герои

Если бы не худсовет, роль Нади досталась бы Алисе Фрейндлих, именно она была основной кандидаткой. Кроме нее пробовались Людмила Гурченко, Тамара Дегтярева, Светлана Немоляева и другие. Но режиссер решил выбрать Барбару Брыльски. Внешне она подходила идеально, но по-русски говорила с акцентом. Поэтому петь вместо нее пришлось Алле Пугачевой, а озвучивала ее Валентина Талызина, которая была очень обижена за то, что о ней не написали в титрах фильма и обделили вниманием, отдав все почести Барбаре.

На роль Ипполита выбрали Олега Басилашвили, отсняли несколько эпизодов. Но после этого он отказался от роли, т.к. у него неожиданно умер отец. Пригласили Юрия Яковлева. Но на фото, которое Надя ищет в снегу, изображен именно Басилашвили. Когда на это обратили внимание, переснимать было поздно, наступила весна.

Женю Лукашина должен был сыграть Андрей Миронов, по крайней мере, он очень этого хотел. Однако Рязанов считал, что это не его типаж, а когда предложил ему роль Ипполита, он отказался. Режиссер считал, что любимец женщин Миронов не мог сыграть тихого и застенчивого Лукашина, никто бы ему не поверил. Нужно было подавать список актеров, а главного героя так и не нашли. Тогда ассистентка режиссера предложила взглянуть на неизвестного тогда Мягкова, с маловыразительной внешностью. Рязанов, увидев, как тот играет, сразу же решил – это и есть тот самый Лукашин. Режиссер так высказался об актере:
«У него было сочетание обаяния, интеллигентности и застенчивости, пьяного он играл безупречно».

Однако Худсовет сначала был против, т.к. им показалось, что Андрей Мягков пришел на пробы нетрезвым, его нельзя брать в картину, так хорошо актер вжился в роль.

Психологи о картине

Для обычных зрителей «Ирония судьбы» — это удивительная история любви, история о том, как судьба свела двух людей и заставила их влюбиться друг в друга, несмотря на то, что у каждого уже была своя, распланированная жизнь. Однако у специалистов другой взгляд на вещи.

Известный психолог Михаил Лабковский так рассуждает о главных героях. Надя – одинокая несчастная женщина. Она решила выйти замуж за Ипполита не по любви, а потому что пора создавать нормальную семью, а это — самый подходящий кандидат, «положительный». Психолог считает, что она – типичная жертва, умеет любить только того, кого нет, поэтому ей так нравится Лукашин, он из другого города, не рвется на ком-либо жениться. Что касается Жени, он не стремится завести семью, и согласился на это только потому, что так надо.

Психолог решил пофантазировать и рассказать, как бы закончилась эта история в жизни. Лукашин понимает, что должен жениться на Наде, т.к. из-за него разрушились ее отношения с Ипполитом. И, наверное, у «молодых» были бы проблемы с мамой, с которой Женя не готов расстаться. Второй вариант – он тянет со свадьбой, потому что не стремится к браку. В свободное время Надя и Женя ездят друг к другу, у них что-то вроде гостевого брака. Или третий вариант, когда Лукашин живет с Надей, но если напьется, начинается новая история с Машей или Наташей, потому что размеренная семейная жизнь ему не подходит.

Психолог Анна Завгороднева рассказала о своем взгляде на эту новогоднюю картину. Она считает, что Лукашина нельзя назвать положительным персонажем. Он ведет себя очень развязано, и, скорее всего, в нормальном состоянии не позволяет себе показывать свои настоящие чувства и мысли. Общаясь с Надей, он то хвалит ее, то оскорбляет. Сама Надежда не имеет самоуважения, не умеет отстаивать свои ценности и очерчивать границы. 10 лет она встречалась с женатым человеком, а потом – с несимпатичным ей Ипполитом. У нее пассивная позиция, даже своих коллег она не может поставить на место, и, против своей воли знакомит их с Евгением. Она позволяет наступать на свою территорию всем: Лукашину, Ипполиту и даже подругам.

Женя создает эмоциональные качели: то он поддерживает и хвалит Надю, то становится саркастичным и мерзким. На фоне отрицательных эмоций положительные кажутся сильнее, появляется привязанность, которую оба принимают за влюбленность. Психолог считает, что в реальной жизни эти отношения также быстро закончатся, как и начались, т.к. у Нади и Жени нет ничего общего. Когда накал эмоций спадет, не останется и влюбленности. Это что-то вроде курортного романа, у которого нет продолжения.

Так видят эту картину специалисты. Для остальных же это просто история о любви, которая вдруг неожиданно случилась, вопреки всем надеждам и планам. Можно как угодно относиться к «Иронии судьбы, или С легким паром!», любить ее или ненавидеть, но одно уже неизменно – она стала частью нашей культуры, новогодних традиций, трудно себе представить праздники без Нади и Жени на экране, которые в очередной раз будут проживать свою бесконечную историю любви.

Источник

Комментарии закрыты